Усыновление / удочерение

Опека и попечительство

1. Всем усыновителям

До того, как усыновлять...

Если вы уже утвердились в желании усыновить ребенка, все же не спешите - еще раз взвесьте все за и против. Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.

Бывали случаи, когда путем усыновления люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению, в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость или даже поправить свое жилищное положение.

Но ребенок - это индивидуальность, он никак не может быть средством в решении проблем ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет аморально. Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.

Нередко можно слышать, что появление ребенка поможет помочь восстановить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность супругов поддержать друг друга в трудные моменты едва ли не самые главные факторы для успешного усыновления, ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и возникнет немалая нагрузка - тревоги и хлопоты, моральные и физические нагрузки, к чему родители должны быть готовы.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как ни жаль, но это не так. Каждый ребенок - это отдельная неповторимая личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

Помните о том, что государство не несет ответственности за ваше решение, и вряд ли будет заниматься вашими проблемами в дальнейшем. Законодательство не предусматривает ни предоставления жилья, ни специальных льгот для усыновителей и усыновленных детей и вам придется рассчитывать только на свои силы.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях своего здоровья на перспективу, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент, и как вы будете справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает представить, что вы будете делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Будете ли достаточно гибки через годы для поддержки подростка, восприятия его интересов и своеобразного круга общения.

Если у вас уже есть ребенок, то очень важно его понимание и даже участие. Сделайте его своим соратником, внимательно выслушайте его мнение, он имеет такое же, если не большее право голоса. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после усыновления.

Успех зависит от готовности принятия ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Ребенка нужно любить за то, что он есть, а не за правильное поведение, симпатичное личико, хорошие поступки и таланты. Любовь вообще должна быть свободна от всяческих оценок.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно перевоспитать и сделать из него "нормального ребенка"?

Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не "застревать" на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться. Никто не осудит вас, если вы откажетесь, почувствовав себя пока не полностью готовыми к такому шагу. Но многие осудят, если вы не сумеете удержаться на этой нравственной высоте.

Пожалуйста, я всех очень прошу, подумайте тысячу миллионов раз, прежде чем усыновлять ребенка. Чужого ребенка, пасынка/падчерицу ли... Вот только сейчас я поняла, что все эти "бюрократические трудности" со сбором документов и вообще с процессом усыновления оправданы.

Вы не представляете, что такое, когда потом "родители" отказываются от усыновленных детей... потому что у них "наследственность" и "гены", потому что "они на нас совсем не похожи"... "потому что он не хочет (учиться, быть вежливым, уважать меня, любить меня, быть нормальным ребенком...)"... и, наконец, потому (!!!), что брак не сложился. Вы знаете, какое количество разводов мы имеем на сегодняшний день, и страдают от этого, прежде всего дети, а особенно дети усыновленные. Если это было усыновление отчимом/мачехой, то эти дети сразу теряют этого родителя, если это было усыновление двумя супругами, дети теряют все. Распавшиеся семьи больше не хотят ребенка... и тем более, они хотят от него избавиться, если один из супругов (чаще - женщина), оставшийся без материальной поддержки другого, просто не может содержать ребенка материально.

Пожалуйста, продумайте варианты вашей жизни в случае развода, продумайте все черные варианты, какие только сможете себе вообразить, потом еще раз подумайте, а дальше - действуйте.

И, надеюсь, мне больше никогда не придется видеть глаза детей, которым вернуться домой отказано, потому что они "не подошли"... хотя, конечно, придется.

Некоторые рекомендации родителям - первые дни ребенка дома

Если вы взяли ребенка воспитывавшегося в учреждении, то первые дни и недели его пребывания в семье у него могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения. В этой памятке мы постараемся объяснить их причины и дать некоторые рекомендации как сгладить возможные проблемы и упростить ребенку привыкание к семье и ее укладу.

Дело в том, что почти во всех детских сиротских учреждениях, в связи с особенностями их организации, к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребенка и вырабатывающий привычку к жестким нормам и правилам. Другой фактор это практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин и соответственно опыта общения детей с ними. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на ваши действия и слова.

Помните:

  1. У ребенка был жесткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой был режим для ЭТОГО ребенка в ЭТОМ учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима или какие тенденции в нарушении его проявлял. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть у вас дома режим сместится в эту сторону, но не сильно.
  2. Выясните предпочтения в еде, чем он питался, не настаивайте, если ребенок будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он все это начнет есть сам.
  3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга, маленького ребенка непривычные игрушки могут и напугать. Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему по учреждению, и создающие у него ощущение знакомого и приятного.
  4. Не перегружайте ребенка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю пока ребенок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.
  5. Устраните новые для ребенка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.
  6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.
  7. Если что-то ребенку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это все и в максимальных количествах. Принцип "один раз и до отвала" здесь не срабатывает, но может привести к серьезным расстройствам или аллергическим реакциям у ребенка. Умеренность и постепенность, в это время, для ребенка гораздо важнее мер по компенсации обделенности его в чем либо.
  8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребенка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так ее будет предостаточно. Даже более старших детей, как бы вам не хотелось дать им возможно больше и скорее, не торопитесь перегружать новыми впечатлениями. Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте им сначала достаточно ознакомится с домом.
  9. Не надейтесь что ребенок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.
  10. Первое время старайтесь быть с ребенком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь "глаза в глаза". Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецезурные слова. Не останавливайте его если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.

Чтобы было проще представить, что происходит с ребенком во время первых дней освоения нового дома попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу и единственный кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности это вы.

Адаптация в замещающей семье

Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое совершенно незнакомое место, причем это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны.

Длительность этого момента зависит от особенностей вашего психотипа или особенностей нервной системы. Кто-то, оглянувшись, постарается забиться в укромное местечко и оттуда рассмотреть незнакомое место, а кто-то, наоборот, начнет проявлять активность, суетиться. Варианты поведения могут разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения. Когда шоковое состояние пройдет, вы, наверное, начнете оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом с вами, и предпринимать попытки освоиться в новом месте. Если рядом окажутся люди, обратитесь к ним с вопросами. Вас заинтересуют окружающие предметы и вещи, которые начнете трогать, исследовать их, действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Дальнейшее приспособление к жизни в новом месте будет зависеть от вашего опыта, умений, знаний, желания жить в этом месте, от того, как будут удовлетворяться ваши потребности. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их поддержка и помощь, их радушие или враждебность по отношению к вам.

Попадая в новые условия, усыновленный (приемный) ребенок и его новые родители будут испытывать примерно такие же состояния, которые называются адаптацией - процессом привыкания, притирания, людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.

Испытывать, что такое адаптация каждому человеку приходилось в жизни не раз (при вступлении в брак, при перемене места жительства, смене места работы и т.п.)

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

Подумайте, кому легче адаптироваться: тому, кто остался в привычной обстановке, или тому, кто попал в новые условия?

Особенности адаптации детей в новых условиях

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будет разное. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

Как же сделать так, чтобы, перешагнув порог вашего дома, ребенок захотел в нем остаться?

Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, к которому вы привыкли, а ребенок никогда его не видел. Ребенок может испугаться лифта и отказаться подняться на нем и т.п.

Однажды я была свидетелем того, как двухлетняя девочка заплакала, как только водитель завел машину, и всю дорогу до дома не успокаивалась. Плач затихал, когда машина останавливалась, и усиливался, когда она начинала двигаться. Ребенок с рождения находился в доме ребенка, и его вывозили на машине только однажды - в больницу на анализы.

Вероятнее всего и реакция на членов семьи у ребенка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как к папе, так и к маме. Чаще всего ребенок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни - предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Почему это происходит, взрослому бывает трудно понять, а дети не могут объяснить свои чувства. Возможно, ему понравились внешние признаки (улыбка, глаза, прическа, одежда), или женщина своим обликом напомнила нянечку из детского дома. Внимание любопытных остановится на мужчине потому, что ему в доме ребенка не хватало мужской заботы, и таким предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины стали привычнее и ближе, а мужчины пугают.

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как "Знакомство", или "Медовый месяц". Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что он иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает "как тебя зовут", "а что это" помногу раз. И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Такое происходит либо потому, что его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. И в то же время, довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Вот как описывают состояние детей и собственные переживания в этой стадии усыновители.

"Счастье, которое пришло в дом вместе с усыновленным ребенком. Я начинающая мама и главное, наверное, еще впереди, но - честное слово! - последние дни я хожу с пульсирующей в голове мыслью: "Так вот что такое Счастье!" И это я, которая и до этого-то была не задавлена жизнью: любимый муж, обожаемая работа, удивительные друзья, многочисленные путешествия по стране, по миру... А пик этого Счастья испытываю, когда вижу своего мужа со слезами на глазах, возящегося с нашим Миксером (это, простите, наша Юля: она своей подвижностью, которая усиливается в минуты радости, которая, в свою очередь, просто переполняет ее почти ежеминутно, просто напрашивается на такое сравнение) или учащего нашего мужичка-боровичка Лешку подтягиваться на руках... Мы так все любим друг друга! И так страшно все это потерять... Нет, мы не заласкиваем друг друга, не сюсюкаем и не рыдаем друг у друга на плече от умиления - мы живем! И поругаемся иногда на вечно залезающего во все дыры Лешку, и попсихуем: "Ну где опять пульт (телефон, дискета, ручка, ложка и пр., и пр.)", а потом и побесимся все вместе, покидаемся друг в друга всякими предметами (суперподходящие для этого кубики-мякиши) И - честно! - периодически совсем забываю, что дети-то не нами рождены. Иногда (что ж и такое бывает, но очччень редко) зайдет речь о том, что "надо же, бедные детишки, остались сиротками...", а я сижу и ломаю голову: о ком же это?! А потом: Боже, так это про моих - и хихикаю потихоньку: ничего себе бедные..."

Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.

"Казалось бы, усыновление состоялось, доброе дело сделано, ура! Да не тут то было! В первые дни меня грешным делом часто посещала мысль, что ребенку со мной хуже, чем было раньше, иначе чего бы он закатывал истерики. Я лишила его привычного окружения, моделей поведения, заставляю меняться, повышаю голос, шлепаю (каюсь, это тоже было). Я устаю от него, не в пример воспитательницам, которые работают через двое суток на третьи и терпеливее к детям. Я кормлю его хуже, иначе почему он ест так выборочно очень мало и всухомятку, с трудом соглашается укладываться на тихий час, отклоняет любые предложения. Если звучит более твердое "нельзя", то закатывает истерики, плюется, показывает фиги, садится на пол, раскачивается и бьется затылком о стенку. Мне казалось, что я не могу контролировать ситуацию, у меня опускались руки, я не знала что делать. Казалось, что так будет всегда, и что вместо того, чтобы дать счастливое детство сироте, я испортила жизнь всем родным. А сироте, оказывается, все, что я хотела ему предложить, и не нужно, потому что у него сложилась своя жизнь, свои приоритеты и потребности, которые я не в силах удовлетворить. Вместо ласки у него - щипки и укусы, вместо общения - мычание и резкие жесты. Как можно любить ребенка, который не умеет любить? Он отвергает все, что я хотела для него сделать, он даже сказал мне, что я - не мама. К счастью, я была не одна. Моя мама периодически подменяла меня и со свежими силами, непринужденно и игриво, ухитрялась снять напряжение".

Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Вторую стадию можно определить как "Возврат в прошлое", или "Регрессия". Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

Вот как выглядела ситуация в последнем примере через месяц: "Мальчик хорошо приживается, мы стараемся облегчить ему переход от прежних привычек к новым. У него сформированы навыки опрятности, он много знает и умеет в отношении детских игр, не дерется. Но у нас практически с первых дней образовались проблемы с едой. В ДР мне говорили, а также я читала в медкарте, что аппетит у мальчика был хороший. Но когда он начал приходить в гости домой, я его не кормила, а подкармливала сладким (печенье, фрукты, соки, конфеты). Боюсь, что это сформировало у него неверное представление о том, что дома надо есть это. Вот уже месяц он не ест нормально (суп, кашу, лапшу, пюре, котлеты, рыбу и т.д., что едим мы). Отказывается и от молока, кефира, творога, даже сладкого. Ест сыр, черный хлеб, крекеры. Этим и "жив". Вырос на 1,5 см, похудел. Часто просит сладкое. Обед у него заключается в хлебе с сыром, а потом конфета на десерт.

На полдник - печенье с соком. Ест много фруктов. Однако в последние дни стал требовать исключительно сладкого. Поскольку у него было день рождения, мы дали ему наесться, сколько хотел, в надежде, что у него заболит живот, и он поймет, что это неправильно. Живот у него, конечно, не заболел, а проблема остается. Он видит, что все мы едим другое, причем двухлетний брат ест с аппетитом и нормально, за одним с ним столом. Он пробует нашу еду языком, но никогда не глотает, ни ложки".

Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.

В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.

У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим ("Иди, поиграй, займись чем-нибудь..."). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Этот рассказ усыновительницы ярко показывает, что взрослые не знакомые с особенностями возраста, испытывают огромные трудности: "Я не могу больше пяти минут стоять на месте в ожидании, пока Гриша обратит внимание на мои призывы и сдвинется с места в нужном направлении. Не могу смотреть, как он сует в рот все: ботинок, крем, компьютерную мышь, щетку массажную, ключи, горшок, щетку в туалете. Если морщусь и говорю что-нибудь вроде "Тьфу, кака!", он смеется и с еще большим воодушевлением сует в рот. Отнимаю, даю что-то другое, чистое - тоже сразу в рот. Сажаю на горшок - вертит головой, не хочу. Поднимаю, надеваю штанишки, проходит 15-20 секунд, начинает писать, мило улыбаясь: "Кха-а-а". Все время просит: "Дай!" Если у него есть ложка, то нужна вторая, третья... Если говорю "Не дам", он будет просить пока не дашь. У меня не хватает терпения, иногда возникает мысль "А достойна ли я воспитывать этого мальчика? Когда родилась дочь, такого не было".

Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка, начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребенка.

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Чувство жертвы обстоятельств приводит ребенка к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый - проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным

Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. "Мы желаем ему добра - а он... Мы его так любим, а он нас не ценит", - обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: "Неужели всегда так будет?!" Могут появиться и "крамольные" мысли: "А зачем он нам вообще был нужен этот ребенок? Как было тихо и спокойно вдвоем... А может быть, вернуть его туда, откуда взяли, ведь он уже привык к тому образу жизни, к детям?" Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, вызванные "ущербной" наследственностью: плохая память, туго соображает, слишком подвижный и тому подобные дефекты, не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребенка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно. К сожалению, есть семьи, которые видят выход из сложившейся ситуации в разводе: "Ты хотел (хотела), вот ты и воспитывай!" Это только небольшой перечень проблем, которые могут возникнуть в семьях, решивших взять на воспитание чужого ребенка или усыновившего ребенка новой жены, мужа.

Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или таким же усыновителям. Сейчас большие возможности для обмена информацией, поделиться проблемами предоставляет интернет.

Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, "расцветает". Неоднократно было отмечено, что после удавшегося усыновления у детей начинают расти "новые" волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.

Снова обратимся к письмам усыновителей. "Он начал есть, у него появились знакомые места, детские площадки, наметился режим дня. Стал намного лучше говорить, начал дольше листать книжки. Стал чаще проситься в туалет (до этого ходил не более 4-х раз в день). А сегодня вечером обратил внимание на песню "Мама для мамонтенка", которая у нас на кассете среди других песен, и попросил ее прокрутить еще раз. С другими песнями такого не было. Кажется, запахло счастьем"

"Гришуня научился целоваться. Складывает губки, как утиный клювик и тянется навстречу. Иногда говорит "Да", а не "Нет" и качает головой. Причем это "да" очень осознанное. Почти освоил ложку. Отчетливо произносит "мама", "папа". Вчера впервые всплакнул, когда я уходила".

Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка

  1. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста в домах ребенка.
  2. Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей.
  3. Корректируемые и некорректируемые заболевания.

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 3 - 4-летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2 - 3 месяцев жизни.

По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:

  1. Патология центральной нервной системы - 95-100%, из них ПЭП - 75-80 %;
  2. Болезни органов чувств 25-30 %;
  3. Кардиопатология 65-70%, из них ВПС -12%;
  4. Заболевания кожи, костно-мышечной системы 45-50%
  5. Болезни мочевыводящих путей - 20-25%;
  6. Болезни органов дыхания- 1%;
  7. Болезни желудочно-кишечного тракта - 0.5 %;

Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз - перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

ПЭП - это сосудистые повреждения головного мозга, возникающие с 28-ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга, и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.

ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т.е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях - олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.

Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.

Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца ( ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.

Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО)- вариант N.

Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.

При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.

Довольно часто встречаются у наших детей грыжи - пупочные, паховые, пахово-мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.

Часто звучит диагноз - инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать, нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.

Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными Заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.

То же можно сказать и о болезнях желудочно-кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.

Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в Домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфо - функциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.

Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6-12 месяцам жизни. Все зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.

Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей

Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У детей постарше отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.

В Дом ребенка поступают дети не только от родителей - алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту "С" или "В", положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.

Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6 месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребенок заболевает гепатитом.

Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в Домах ребенка является Синдром Дауна.

Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.




Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.

Эпилептический синдром также является неблагоприятным.

Разговор с родителями об усыновлении ребенка

Постепенно отношение к усыновлению меняется и уже приоритетным становится не сохранение тайны, а вопрос, как не шокировать таким решением своих родственников и впоследствии сделать их союзниками. Как хорошо будет приемному ребенку иметь не только любящих родителей, но и не менее любящих бабушек и дедушек!

Разумеется, совершенно необязательно рассказывать всем и каждому о своем решении, но ближайшие родственники могут серьезно обидеться, что им не доверились, не учли их мнения, а это может вызвать первоначально отторжение, отказ в помощи и принятии ребенка, а также обиду и ревность.

Здесь многое зависит от того, какие взаимоотношения у вас уже существуют с (потенциальными) бабушками-дедушками, как вы сами себя поставили. Проще будет тем усыновителям, у которых сохраняются близкие, теплые отношения со своими родителями. Но даже в этом случае может возникнуть непонимание.

Естественно, каждый нормальный родитель, даже для великовозрастного ребенка, хочет лучшей доли, пытается уберечь от ошибок и понимает, что появление чужого ребенка создаст дополнительные проблемы. Отсюда вытекает естественные негативные реакция и вопросы. Зачем создавать себе новые сложности, если их и так в жизни хватает? Зачем брать чужого ребенка, если есть свои дети, а если хочется больше детей, то можно родить? Зачем брать на себя такую ответственность, если государство ничем не поможет, тем более ситуация в стране очень не стабильна и ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне? Кто вырастет из этого ребенка, если у него гены отнюдь не королевских кровей? (Особенно этот вопрос будет волновать родителей-медиков и тех, кто изучал генетику). Может лучше деньги тратить на собственного ребенка (детей), а не вкладывать средства на воспитание сироты (итак дети сейчас дорогое удовольствие)?

Конечно, многие эти вопросы вам знакомы, потому что еще недавно вы сами себе их задавали. У вас есть на них ответы, причем аргументированные. Спокойно и доброжелательно объясните свою позицию родителям. Не настаивайте на своей точке зрения. Ваши родители не обязаны глядеть на процесс усыновления вашими глазами. У них может быть свое мнение по этому поводу. Главное сейчас, чтобы родители вас поддержали, приняли брошенного ребенка и одинаково относились как к родному внуку (если он есть), так и к приемному. Чтобы лучше понять своих родителей, поставьте себя на их место. Что бы вы сказали своему ребенку через 20-30 лет, если бы он решил усыновить ребенка. Что вы будете чувствовать в тот момент, когда он вам это скажет. Наверное, вы будете гордиться своим ребенком, но ему об этом не скажите. И скорее всего защемит сердце, ведь так хочется более беззаботной жизни для своего ребенка, так хочется оградить его от трудностей....

В разговоре с родителями, желательно выяснить степень их осведомленности и отношение к усыновлению и сиротам вообще. Поможет в этом совместный просмотр фильмов, например, "Правило виноделов", обсуждение статьи или передачи, рассказ о знакомых, усыновивших ребенка. Если родители начитались газетных страшилок, надо аккуратно подобрать позитивный материал об усыновлении и показать наглядно на популярных газетах специфику СМИ: чем больше в них печатается материалов об ужасах и сексе, тем лучше они продаются. Поэтому в наших газетах и журналах так мало позитивной информации.

Не требуйте от родителей немедленного ответа или положительной реакции. Вы ведь тоже принимали решение не за один день. Родители некоторое время должны свыкнуться с мыслью, что у них скоро появится внучок или внучка.

Поблагодарите родителей за воспитание, которое они вам дали. Скажите, что это благодаря их отношению к вам в детские годы, вы поняли ценность детства и научились любить детей. Родители быстрее всего поддержат тех усыновителей, которые уже крепко стоят на ногах, в первую очередь морально, а потом уже материально. Тех, кто не сединами и морщинами, а поступками и поведением доказал свою взрослость. Тех, у кого счастливая супружеская жизнь и гармоничные отношения с собственными детьми. Больше непонимания встретят те усыновители, у которых отсутствуют вышеперечисленные качества, и ваше решение об усыновлении будет расцениваться как блажь кризиса среднего возраста или как экстравагантный и несерьезный поступок. Приготовьтесь к тому, что если родители вас поддержали или просто не имеют возражений на счет вашего решения, некоторые из них не сразу полюбят приемного ребенка. Они будут присматриваться к нему, может искать недостатки, сравнивать с родным внуком или с вами, когда вы были маленькими и только со временем примут его как своего. Прекрасным стимулом для этого послужит ваш пример: безусловное принятие ребенка и искренняя к нему любовь.

Даже если вы получили поддержку родителей, старайтесь рассчитывать в первую очередь только на себя. Все же это было ваше решение, а вашим родителям уже необходима более спокойная жизнь, т.е. не перекладывайте свои проблемы на их плечи. А помогать они вам будут всегда, пока есть силы и здоровье.

Если родители все же категорично против усыновления, постарайтесь понять причины их поведения. Со стороны иногда видней. Может быть ваши отношения со второй половиной держатся на волоске, а вы стараетесь жить иллюзиями? Может у вас слабое здоровье, и вы проводите много времени в больнице? А вдруг вы относитесь к тому типу родителей, у которых дети находятся на пятидневке, а в выходные дни гуляют с няней? Может вы только фактически считаетесь родителями, а воспитанием детей занимаются бабушка с дедушкой? Может быть вы быстро загораетесь какой-то идеей, начинаете ее реализовать и не доводите дело до конца? Прислушайтесь к своим родителям - их советы часто бывают правильными и помогают нам изменяться в лучшую сторону. Может действительно сначала стоит изменить что-то в себе, в отношениях с людьми, а потом усыновлять ребенка?

Иногда родители выступают категорично против усыновления и причины негативизма кроются не в лучших чертах их характера. На мой взгляд, существуют всего две основные причины для непринятия сироты потенциальными бабушками-дедушками, остальные являются их производными.

Первая причина - это когда родители до сих пор используют авторитарный стиль по отношению к давно уже повзрослевшим детям. Вы должны слушаться и подчиняться им беспрекословно. Если вы поступите против их воли, они вам этого не простят, или долго будут обижаться на вас, не разговаривать с вами, проклинать вас, говорить, что вы своим непослушанием в могилу их сведете, упрекать, что вы предпочли родного отца или мать чужому подкидышу и т.д. и в том же духе. Родители будут манипулировать теми же средствами и способами, которые использовали все это время в общении с вами.

Вторая причина - будущие бабушки и дедушки никогда не любили детей, ни своих, ни чужих. Самое интересное, что они не признаются себе в этом качестве. Для себя и для социума они всегда были примерными родителями: дети пользовались различными благами, не знали нужды и лишений, учились в престижных заведениях, отдыхали на лучших курортах. Но в глубине души дети всегда им мешали, раздражали, действовали на нервы и вынуждали от них избавиться (пятидневка, круглосуточная няня, учеба вдали от дома, например заграницей и т.д.). Т.е. родители под разными предлогами стремились не общаться с детьми, несмотря на то, что было и время, и возможности.

Как известно, чем старше мы становимся, тем труднее нам изменяться. Было бы настоящим чудом, если бы такие родители поменяли свои взгляды на жизнь. Но практика показывает, это случается редко. Поэтому ограничьте контакты со своими родителями перед усыновлением. Не позволяйте им омрачать радость встречи с долгожданным ребенком. Вы готовы прислушиваться к мнению людей, которые дали вам жизнь, но важные поступки в вашей судьбе не должны зависеть от воли пусть даже самых близких людей. Поступайте так, как подсказывает ваше сердце. Если после усыновления родители не захотят встречаться с вами и приемным малышом, не отказываетесь от своих пап и мам. Поймите их, простите, все люди совершают ошибки. Навещайте их (пока без малыша), звоните, только не затрагивайте в разговорах тему усыновления. Делайте вид, что как будто ничего не произошло. Если родители первыми заговорят о приемном ребенке, дайте им высказаться. Пусть обида и гнев выходят со словами. Но не позволяйте им плохо говорить о приемном ребенке. Надо защищать своих детей. А потом, сегодня родители при вас плохо отзываются о ребенке, завтра они смогут говорить гадости в лицо ребенку. К сожалению, бывает и такое. Со временем родительская обида пройдет. Родители захотят наладить отношения с вами и приемным малышом. Подготовьте своих родителей к встрече с ребенком. Покажите фотографии, расскажите о достоинствах малыша, найдите общие черты между приемным малышом и вами. И обязательно поговорите о своих требованиях в воспитании внука или внучки: что нельзя говорить и делать при общении с ребенком. Сделайте это в мягкой и корректной форме, чтобы родители опять не обиделись. Ваши условия или просьбы родители должны принять, иначе они могут ненароком травмировать и так еще неокрепшую психику приемного ребенка. К счастью, такие случаи, чтобы бабушки-дедушки долго не принимали приемного ребенка, малочисленны. В большинстве случаев, при усыновлении ребенок обретает настоящую полную семью: любящих папу и маму, брата или сестру, дедушек и бабушек.

Татьяна Карниз, Алексей Рудов
Методический материал к Школе приемных родителей РБФ "Приют Детства"

1.8.2002

2. Памятка для усыновителей

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ, ИЗЪЯВИВШЕГО ЖЕЛАНИЕ ПРИНЯТЬ В СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

1. Проанализируйте причины принятия Вами такого решения (не вызвано ли это минутным порывом, результатом воздействия эмоционально заряженных СМИ и т.д.)

2. Проведите беседу с близкими (значимыми) для Вас людьми, косвенно или прямо обрисовав им Ваше желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения, узнайте мнение этих людей, выслушайте их аргументы.

3. В мельчайших подробностях нарисуйте радостную картину жизни Вашей семьи после размещения у Вас ребенка: опишите подробно режим дня, ожидаемые отношения с родственниками, со своими родными детьми, знакомыми, проведение отпусков и выходных дней, обязательно проанализируйте финансовые перспективы своей семьи в разрезе общегосударственной экономической обстановки, продумайте стратегию Вашего поведения, если все радостные пункты Вашего плана в действительности будут выглядеть с точностью до наоборот…

4. Обратиться в орган опеки и попечительства по вашему месту жительства для прохождения подготовки лиц, желающих принять на пвоспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5. В школе усыновителей Вас должны протестировать психологи, подсказать в какой последовательности и какие документы Вы должны собрать (учтите, что медицинская справка действительна три месяца, остальные документы - год).

6. Постарайтесь записывать материал, который дают Вам специалисты в школе усыновителей и ответы на Ваши вопросы, заданные специалистам. Эти записи в последующем Вам очень помогут.

7. Чтобы встать на учет в качестве кандидата в усыновители и составления акта Ваших жилищно-бытовых условий и заключений о целесообразности постановки Вас в качестве претендентов в усыновители, ознакомьтесь с графиком приема отдела опеки по месту Вашего жительства и регистрации и с сотрудниками этого отдела.

8. После сбора всего пакета документов Вы должны встать на учет для подбора Вам ребенка во все Вами выбранные базы учета детей, оставшихся без попечения, а именно -региональный банк данных по СПб (СПб, пер. Антоненко д. 6), по Ленинградской области - СПБ, наб. Фонтанки, д. 14,тел. 272 54 33), все 111 отделов опеки и попечительства муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также в банки данных любого региона РФ и в федеральный банк данных. Приготовьте соответствующее количество копий пакета Ваших документов.

9. Получив направление для знакомства с ребенком, Вы должны связаться с органом опеки по месту нахождения учреждения, в котором находится ребенок, подписать (получить) направление и посетить данное учреждение.

10. В учреждении, в котором находится ребенок, отделе опеки по месту нахождения учреждения Вам должны быть разъяснены все особенности юридического статуса ребенка и его медицинский анамнез и социальный анамнез биологической семьи ребенка.

11. В случае, если у Вас возникают вопросы по медицинскому диагнозу ребенка, Вы вправе получить консультацию в медицинских учреждениях, перечень которых оговорен в приложении №7 к распоряжению Комитета по здравоохранению от 14.11.2002 г. №418-р). См. ниже

12. В течение 10 дней с момента получения направления Вы должны определиться в своем намерении принять ребенка в семью или отказаться от него, обосновав Ваш отказ письменно. В некоторых случаях, при наличии оснований, Ваше направление может быть пролонгировано еще на 10 дней.

13. Дав согласие на усыновление (удочерение) Вы должны подготовить заявление в федеральный суд по месту нахождения ребенка (см. образец заявления).

14. В приемный день Вы должны вместе с супругом (супругой) явиться в суд и иметь при себе 4-5 комплектов копий всего пакета документов (включая само заявление) (по количеству всех заинтересованных лиц и прокурора), получить запросы и повестки для всех заинтересованных лиц, определить дату слушания и записать список документов, дополнительно требуемых судьей.

15. Спустя 10 дней после принятия решения судом Вы можете получить в канцелярии решение.

16. Со старым свидетельством о рождении ребенка, решением суда об усыновлении (удочерении), документами, удостоверяющими личность и брак, Вы должны явиться в отдел записи актов гражданского состояния по месту регистрации первичной актовой записи о рождении ребенка, получить свидетельство об установлении усыновления (удочерения). В зависимости от Вашего желания получить новое свидетельство о рождении ребенка можно также и в отделе записи актов гражданского состояния по месту Вашей регистрации.

17. Зарегистрировав ребенка по месту Вашего жительства, Вы должны обратиться в отдел социальной защиты населения Вашего района за получением государственных выплат и пособий и в орган опеки по месту жительства для получения социально-психологической поддержки в период адаптации ребенка в новой семье.

Таким образом, процесс усыновления делится на три важных этапа: сбор документов и подготовка Вас и Вашей семьи к принятию ребенка, подбор ребенка и судебный процесс, реабилитация ребенка и получение новых документов и пособий.

По всем возникающим у Вас вопросам Вы можете обратиться в отдел опеки МО Адмиралтейский округ по электронному адресу, указанному на сайте.

3. Перечень документов необходимых для усынловления несовршеннолетенего ребенка

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА:

1. Заявление об установлении усыновления или удочерения ребенка подается лицами (лицом) желающим усыновить ребенка в СУД по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. В заявлении об установлении усыновления ребенка должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;

- фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения), сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличие у него братьев, сестер;

- обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

- просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родителя) – при желании усыновителей (усыновителя) внести соответствующие изменения в актовую запись о рождении ребенка.

2. К заявлению об установлении усыновления ребенка должны быть приложены:

· Копия свидетельства о рождении усыновителя – при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

· Копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) – при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

· При усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более одного года и место жительства другого супруга неизвестно. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

· Медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя) Ф-164 У;

· Справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате, либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах (за последние 6 мес. с подписью руководителя и гл. бухгалтера).

· Документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение (справка о регистрации – Ф-9, характеристика жилого помещения – Ф-7, копия ордера (если площадь муниципальная) или договор о собственности).

Автобиография кандидатов (кандидата) в усыновители.

· Справка об отсутствии судимости (обращаться: ул. Литейный, д.6, 10. Приемная ГУВД с паспортом и заявлением).

 

Контакты


 Сообщество ВКонтакте

 Instagram 

 

190000, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.18.

(812) 312-31-83

admiralokrug.ru

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(812) 309-39-74 (105)

Контакты Контакты

Электронная приёмная

Публичные обращения Оставить обращение Проверить статус обращения