Использование государственного банка данных о детях, в целях оказания содействия семейному устройству

Другие новости

    

 1. В соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает устройство ребенка. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления документированной информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления указанной документированной информации, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации. Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

     2. Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» установлены в том числе понятия государственного банка данных о детях; регионального банка данных о детях; регионального оператора государственного банка данных о детях. Государственный банк данных о детях - совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), информационные технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, а также о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства; региональный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, содержащая информацию первичного учета и документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи; региональный оператор государственного банка данных о детях (далее - региональный оператор) - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

     3. Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются: осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей; осуществление учета граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. (статья 3 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»)

     4. Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, в сроки, установленные статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации. Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставляющие в обязательном порядке сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, для формирования государственного банка данных о детях, не утрачивают свои права на использование таких сведений. Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. (iстатья 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей») Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами. (пункт 3 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

     5. Доступ к информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, обеспечивается региональными операторами и федеральным оператором посредством опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом сведений о своей деятельности (местонахождении, порядке и режиме работы, перечне предоставляемых услуг и другой информации). Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников. К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей. {статьи 10 и 8 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей») Письмом Минобрнауки России от 8 октября 2015г. № ВК-2569/07 направлены Методические рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье

     6. Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, порядок хранения таких документов, порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием государственного банка данных о детях определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (статья 15 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»)

     7. Приказ Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. №101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2015 г. Регистрационный № 36498) «II. Учет детей, оставшихся без попечения родителей …..

     22. Руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка и региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений информируют соответственно орган опеки и попечительства, регионального оператора и федерального оператора: об изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, по форме 4, приведенной в приложении № 5 к настоящему Порядку; о прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях по форме 4, приведенной в приложении № 6 к настоящему Порядку.

     23. Руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства и региональный оператор направляют соответственно в орган опеки и попечительства, региональному и федеральному операторам: актуализированную информацию об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления, но не реже 1 раза в год; фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ребенком 3 лет - каждые 4 месяца; в отношении детей в возрасте от 3 до 7 лет - каждые 6 месяцев; в отношении детей в возрасте старше 7 лет - каждые 2 года.

     24. Руководитель организации, в которой находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, не позднее 3 рабочих дней со дня посещения ребенка в организации родителем (родителями) или родственниками и выражения указанными лицами пожелания забрать ребенка на воспитание в свою семью письменно информирует об этом орган опеки и попечительства. Информация о предпринятых органом опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (далее - меры по устройству) вносится в раздел 1 анкеты ребенка (при направлении информации первичного учета либо анкеты ребенка) и анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (далее - анкета гражданина), и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в течение 3 рабочих дней со дня: а) ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, оформленного по форме 4, приведенной в приложении № 7 к настоящему Порядку; б) выдачи гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, направления для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, оформленного по форме 4, приведенной в приложении № 8 к настоящему Порядку, либо продления направления для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, оформленного по форме 4, приведенной в приложении № 9 к настоящему Порядку; в) представления гражданином, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, заявления гражданина(-ан) о принятом им(-и) решении по результатам посещения ребенка, оформленного по форме 4, приведенной в приложении № 10 к настоящему Порядку; г) опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не являющейся конфиденциальной. Учет информации о принятых региональным и федеральным операторами мерах по устройству ведется только в электронном виде с использованием ГШО ГБД о детях.

     29. Основания прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях установлены статьей 9 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". После прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях предоставление сведений о защите прав ребенка раздела 2 анкеты ребенка осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений.» Таким образом, доступ к информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, обеспечивается региональными операторами и федеральным оператором посредством опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом сведений о своей деятельности. Федеральный оператор и региональный оператор обязаны размещать в средствах массовой информации либо иным способом следующие сведений о своей деятельности: - о местонахождении; - о порядке и режиме работы; - о перечне предоставляемых услуг; - другой информации, к числу которой в том числе можно отнести информацию о нормативно-правовом регулировании по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о мероприятиях, направленных на популяризацию семейного жизнеустройства детей, нуждающихся в семейном воспитании, информацию о мерах социальной поддержки семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о месте нахождения и режиме работы служб сопровождения замещающих семей. В случае размещения информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, с целью привлечения потенциальных кандидатов необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»), в соответствии с которой данная информация о детях должна быть подготовлена в качестве производной и исключать возможность идентифицировать личность ребенка и определить место его нахождения. Кроме того, использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается. Подготовка и распространение производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, должны осуществляться с учетом требований указанного закона и Порядка формирования, ведения и использования банка данных о детях. В целях реализации права детей жить и воспитываться в семье Минобрнауки России письмом от 8 октября 2015 г. № ВК-25 69/07 были направлены Методические рекомендации, подготовленные по итогам мониторинга информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия региональных операторов государственного банка данных о детях, по вопросам наиболее эффективных механизмов размещения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи их на воспитание в семью, содержащие советы и рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации по указанной категории детей. Рекомендации подготовлены в связи с недостаточной доступностью информации в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе недостаточного объема, качества и доступности предоставляемых гражданам информации о детях указанной категории, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), и возможностях их семейного устройства, которые способствуют формированию у населения ошибочного представления о положении дел в данной области, распространению в обществе мнения о чрезмерной сложности процедуры приема ребенка в семью. Для повышения уровня информированности и доступности предоставляемой информации о детях и формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для всех граждан Минобрнауки России рекомендуется: обеспечивать размещение производной информации о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семьи (своевременное удаление устаревшей производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, размещение актуальной информации) на официальном Интернет-сайте органа опеки и попечительства или регионального оператора в специальном разделе либо на Интернет-сайтах общественных организаций, фондов, организаций, осуществляющих подбор и подготовку замещающих родителей, Интернет-сайтах, посвященных вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные Интернет-сайты) (за исключением Интернет-сайтов организаций для детей-сирот); размещать в средствах массовой информации только качественные фото-, видео- и аудиоматериалы о детях, оставшихся без попечения родителей. Наиболее эффективным способом распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, является создание и размещение в СМИ (на телеканалах и специализированных Интернет-сайтах) видеосюжетов о детях (видео анкеты, видеоролики). Проблема сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства детей этой категории может быть решена лишь при условии конструктивного взаимодействия государственных и муниципальных органов со всеми заинтересованными СМИ, а также общественными структурами. В данной ситуации одним из важнейших аспектов деятельности органов власти становится обеспечение информационной открытости, прозрачности и доступности информации. Пример: В субъектах Российской Федерации проводятся мероприятия по созданию видеосюжетов о детях, фото детей, оставшихся без попечения родителей, различными организациями: региональными телерадиокомпаниями и медиа корпорациями, благотворительными фондами и общественными организациями, организациями для детей-сирот и другими организациями, а также их размещению на различных специализированных Интернет-сайтах. Данные мероприятия направлены на содействие семейному устройству детей путем эффективного распространения производной информации о детях, предоставляемой потенциальным усыновителям (опекунам и попечителям, приемным родителям), и повышение качества информированности граждан Российской Федерации по вопросам семейного устрой- ства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству на воспитание в семьи. Сотрудничество с региональными телерадиокомпаниями и медиа корпорациями, благотворительными фондами и общественными организациями, организациями для детей-сирот и другими организациями осуществляется региональным оператором банка данных о детях, органами опеки и попечительства в части создания и размещения производной информации на специализированных Интернет-сайтах. В соглашении о сотрудничестве определяется порядок взаимодействия сторон по созданию и передаче производной информации о детях, с целью ее распространения. При этом сотрудничество осуществляется как на возмездных, так и на безвозмездных условиях.

 

Контакты


 Сообщество ВКонтакте

 

190000, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.18.

(812) 312-31-83

admiralokrug.ru

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(812) 309-39-74 (105)

Контакты Контакты