Экономист РАНХиГС Олег Рябов: «Комплексный подход в вопросах развития Арктики позволит достичь национальных приоритетов»

Другие новости

Правительство расширило параметры программы субсидирования перевозок по Севморпути. Теперь участники программы могут использовать в своих маршрутах порты Архангельск и Находка. Это сделает перевозку грузов более выгодной и востребованной для грузоотправителей. Об этом сообщил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в рамках посещения Надеждинского металлургического завода Заполярного филиала компании «Норникель».


Ранее получить субсидию могли только те перевозчики, которые использовали для формирования маршрутов Большой порт Санкт-Петербург или порт Мурманск в западном секторе СМП и порты Владивосток или Восточный как конечные точки.
Также участники программы теперь могут привлекать к перевозкам суда по договору фрахта.

 

Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Олег Рябов считает, что в современных экономических условиях это позволит быстрее переориентировать транспортные потоки с запада на восток. Он назвал принятое решение  взвешенным и стратегически грамотным, объяснив почему.

 

«Механизм субсидирования регулярных грузоперевозок по Северному морскому пути запущен в 2022 году. Ежегодно на это выделяется 560 млн рублей. В апреле прошлого года Правительство утвердило план развития СМП до 2035 года. С 2023 года участники программы смогут использовать в своих маршрутах порты Архангельск и Находка. Еще одним изменением стало то, что участники программы теперь могут привлекать к перевозкам суда по договору фрахта. До 80 млн тонн намерены увеличить перевозки грузов по СМП в «Росатоме» к 2024 году. Это в 2,5 раза больше планируемых показателей 2022 года – 32 млн тонн. Достичь таких показателей планируется за счет новых месторождений и активного использования пути Китаем. Для российских грузоотправителей будут установлены льготные тарифы, а значит, появится конкурентная по затратам морская альтернатива для доставки оборудования, стройматериалов, рыбной продукции и других востребованных грузов как с Запада на Восток, так и в обратном направлении».  Получатель поддержки должен выполнить не менее двух рейсов по маршрутам Большой порт Санкт-Петербург — терминал «Сероглазка», Большой порта Санкт-Петербург — порт Восточный, порт Мурманск — терминал «Сероглазка», порт Мурманск — порт Восточный.  Сегодня субсидирование каботажных перевозок через порт Архангельск в регионы Дальнего Востока в прямом отправлении и субсидирование загранперевозок продукции ЛПК из порта Архангельск в порты Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, в Шанхай, необходимо в целях перенаправления части грузопотока ЛПК с Восточного полигона железных дорог на Северный морской путь и обеспечения вывоза предполагаемого объема груза лесопромышленных предприятий. Предприятия лесопромышленного комплекса, которые направляют грузы в Китай в контейнерах ж/д транспортом, рассматривают вариант отправления контейнеров из порта Архангельск до порта Шанхай. Правда, такая перевозка ранее не субсидировалась, а ценовые условия морской перевозки были выше железнодорожной. При этом сейчас Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали с трудом справляются с увеличивающимся объемом грузов. Ожидается, что развитие СМП повысит привлекательность российских проектов в Арктике для иностранных инвесторов, в первую очередь — из стран Азии. Запланировано, что прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 года составит более 30 трлн рублей, а прирост налоговых поступлений — 13 трлн рублей. Предполагается, что бюджетные инвестиции в Арктике будут окупаться за четыре года, и на каждый бюджетный рубль компании инвестируют 15 трлн рублей собственных средств.   Однако темпы обновления инфраструктуры в отдельных регионах, через которые проходит Северный морской путь, пока недостаточны. Это может стать серьезным сдерживающими фактором достижения целевых показателей по грузоперевозкам. Также существует проблема, связанная с подготовкой компетентных специалистов. Выпускаемые кадры не в полной мере отвечают реальным запросам, не всегда готовы работать на новой технике. Только комплексный подход в вопросах развития российской Арктики позволит достичь национальных приоритетов. Нужен разумный баланс между экономическим развитием и бережным отношением к арктической природе. Сейчас Россия делает успехи в области эксплуатации и наращивании портфеля «зеленых» судов, которые используют сжиженный природный газ (СПГ) в качестве основного топлива», — отметил эксперт.

 

 

Контакты


 Сообщество ВКонтакте

 

190000, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.18.

(812) 312-31-83

admiralokrug.ru

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(812) 309-39-74 (105)

Контакты Контакты